Rambler's Top100

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия социальной работы

Факультет психологии

Кафедра социальной психологии

Утверждено
на заседании кафедры 30 января 2003
протокол №5

Концепция развития кафедры социальной психологии МГСУ

I. Учебно-методическая работа кафедры социальной психологии.

В соответствии с Государственными образовательными стандартами профессионального высшего образования по специальности 020400 - "Психология" кафедра социальной психологии осуществляет профессиональную подготовку по ряду нормативных базовых, а также специальных дисциплин - социальной психологии, психологии управления, юридической психологии, этнопсихологии, политической психологии, психологии семейных отношений, психологии социального взаимодействия, конфликтологии, психологии профессионального общения, социально-психологическому консультированию, психологии кадровой работы, управлению персоналом, организационно-управленческому консультированию, социально-психологической терапии, социально-психологической коррекции, психологическим основам деятельности социального работника и социального педагога.

В соответствии с концепцией профессиональной специализации студентов, действующей в Академии социальной работы МГСУ и концепции факультета психологии, кафедра социальной психологии является выпускающей. Профильная подготовка студентов, специализирующихся по кафедре, осуществляется по следующим направлениям:

  • социальной психологии;

  • психологии кадровой работы и организационно-управленческого консультирования;

  • социально-психологическому консультированию, терапии и коррекции;

  • психологии деятельности социального работника и социального педагога.

Выпускники Академии, выполнившие программу специализации кафедры социальной психологии, могут работать в учреждениях Министерства труда и социального развития Российской Федерации - региональных Управлениях социальной защиты населения, центрах социального обслуживания населения, центрах социальной реабилитации, учреждениях Федеральной службы занятости, региональных кадровых центрах, центрах психологической помощи населению, кадровых и социально-психологических службах предприятий, организаций и учреждений.

Стратегией деятельности кафедры в области учебно-методической работы является: организация и осуществление на высоком уровне учебно-методической работы, нацеленной на формирование у выпускников Академии социально-психологической компетентности и подготовку социальных психологов как профессионалов-практиков.

Исходя из данной стратегии, приоритетными целями работы кафедры социальной психологии по подготовке психологов-практиков, социальных работников и социальных педагогов являются формирование у студентов навыков и умений:

  • организации психологических и социально-психологических исследований;

  • владения методами экспериментального исследования личности и группы, социально-психологических феноменов, процессов и образований;

  • владения методами общей, дифференциальной и клинической психодиагностики;

  • интерпретации экспериментальных и клинических результатов, осуществления психологического прогноза;

  • владения методами компьютерной психодиагностики, компьютерного моделирования психических функций;

  • владения методами психологической коррекции и психологической реабилитации, активного социально-психологического обучения и психотренинга;

  • владения методами психосоциальной работы, психологического обеспечения социально-педагогической деятельности.

Концептуальные направления учебно-методической работы кафедры социальной психологии:

  1. Разрабатывать на основе утвержденных государственных стандартов и учебных планов специальностей программы и тематические планы дисциплин, отражающие новейшие достижения социально-психологической науки, особенности подготовки специалистов социальных психологов, внутри- и межпредметные логические связи, способствующие повышению значимости фундаментальных наук в теоретической и профессиональной подготовке специалистов психологической, социальной и социально-педагогической сфер. Разрабатывать (проводить их внутреннюю и внешнюю экспертизу) учебные планы (типовые) для дневного отделения, переходные планы для различных сроков обучения, типовые учебные планы для вечернего и заочного отделений, в том числе - для получения второй специальности на базе высшего образования, учебные планы и программы сертификатной подготовки по психологии для выпускников заочного отделения.
    В структуре типового учебного плана предусматривать 3 блока дисциплин:

    • обеспечивающих общеобразовательную теоретическую и теоретико-методологическую подготовку;

    • обеспечивающих интеграцию социально-психологических и общепсихологических нормативных дисциплин;

    • обеспечивающих специализации (спецкурсы, спецпрактикумы и спецсеминары).

    Основные направления и дисциплины специализации выделяются соответственно объектам социальной защиты (определенные возрастные группы, социальные слои и группы, социально незащищенная личность).
    Определить 4 сферы специализации:

    • Практическая психология (психоконсультирование) в сфере социально-рыночной экономики (организация социально-психологической службы в трудовом коллективе, региональная психологическая служба, психология профессионального консультирования и профессионального обучения взрослых, организация социально-психологической помощи в региональных службах занятости и др.);

    • Практическая психология (психоконсультирование) в сфере образования (возрастная и педагогическая психология, психология семейных отношений, психоконсультирование и психокоррекция, медицинская психология, диагностика и коррекция аномального развития, основы превентивной психологии и профилактики отклоняющегося поведения, психологическое консультирование учителей и родителей и др.);

    • Практическая психология в сфере здравоохранения (медико-социальные основы здоровья, медицинская и клиническая психология, психопатология, клиническая психодиагностика, психосоматика, психогеронтология, психологические проблемы наркологии и алкоголизма и др.);

    • Практическая психология в сфере социальной работы (защиты) (психология профессионального общения, профессиональная деонтология в психологическом консультировании, психологические основы социального моделирования и проектирования, охраны отцовства, материнства и детства, основы психологической реабилитации, организация психологической службы в системе местного самоуправления, психоконсультирование в детских, молодежных организациях, учреждениях и геронтологических центрах и др.).

    Базовые нормативные дисциплины по кафедре социальной психологии:

    • Социальная психология;

    • Психология управления;

    • Юридическая психология;

    • Этнопсихология;

    • Конфликтология;

    • Психология социальных коммуникаций;

    Спецкурсы и спецпрактикумы по кафедре социальной психологии:

    • Методология и методы социально-психологических исследований;

    • Психологические основы социально-педагогической работы с детьми;

    • Психокоррекция;

    • Психология профессионального общения;

    • Основы социально-психологического консультирования;

    • Психология управления;

    • Психотерапия;

    • Психологические практикумы по специализации;

    • Социальная психология личности;

    • Психология трудных и экстремальных ситуаций;

    • Психологическое сопровождение личности в трудных и экстремальных ситуациях.

    Завершить переход на учебные планы подготовки бакалавров, специалистов и магистров на основе действующих стандартов;

  2. Обеспечивать высокий уровень лекций, практических, семинарских и самостоятельных занятий. Стремиться к тому, чтобы в процессе учебных занятий формировать у студентов умения владения 4-х уровневой методологией социально-психологической теории и практики (всеобщей - философской, общенаучной, специальной - собственно социально-психологической - и частными методиками социально-психологических исследований). С этой целью добиваться понимания студентами практического, методологического значения социально-психологического знания для их будущей профессиональной деятельности. Совершенствовать организацию учебного процесса, его интенсификацию с упором на самостоятельную работу студентов и активные формы учебного процесса, а также индивидуализацию обучения;

  3. Руководить учебной и производственной практикой студентов, курсовыми и дипломными работами, способствуя приближению условий их проведения к реальным условиям производственной и исследовательской деятельности. Участвовать в создании и развитии базы практики студентов на основе функционирующих социальных и психологических служб. Совершенствовать методики и организацию учебной практики студентов как важнейшего элемента адаптации выпускников к профессиональной деятельности. Обновлять тематику рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, выполняемых по кафедре;

  4. Осуществлять комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин кафедры по нормативным базовым дисциплинам Государственного образовательного стандарта специальности и дисциплинам специализации: подготовку учебников, учебных пособий, разработку учебно-методических материалов, образовательных программ в области подготовки специалистов-психологов. Принимать участие в методических семинарах, проводимых на факультете и в академии;

  5. Обновлять методическое обеспечение всех форм контроля знаний студентов по предметам кафедр - сессионных зачетов и экзаменов, комплексного экзамена по гуманитарным, социально-экономическим и естественно-научным дисциплинам (раздел по психологии), итоговой государственной аттестации выпускников. Анализировать итоги курсовых экзаменов и зачетов, участвовать в организации и проведении государственной итоговой аттестации;

  6. Разрабатывать и внедрять в учебный процесс нетрадиционные авторские программы и авторские курсы;

  7. Внедрять в учебный процесс инновационные технологии и в частности, технологии практической психологии, современные технологии психологического консультирования, психологической коррекции, социально-психологической реабилитации. Организовывать обмен опытом внедрения новых технологий в учебный процесс;

  8. Эффективно использовать технические средства обучения, компьютерные технологии, электронные варианты лекционных курсов;

  9. Проводить работу по установлению и укреплению связей с организациями по профилю кафедры, с учреждениями Министерства труда и социального развития РФ, занимающимися социальной защитой населения, реализацией социальных программ и социально-педагогической деятельностью. Устанавливать научные связи и организовывать сотрудничество в области реализации образовательных программ с ВУЗами Москвы, цен-трами практической психологии.

  10. Осуществлять в установленном порядке сотрудничество с кафедрами зарубежных ВУЗов по учебно-методической работе, по реализации программ международного сотрудничества с Университетами зарубежных стран в области психологии, оккупциональной терапии, социальной работы. Участвовать в создании совместных проектов и программ, в международных организациях, фондах и ассоциациях, в обмене научной информацией, в командированиях в зарубежные научные центры, в привлечении на контрактной основе зарубежных ученых для преподавания в академии.

II. Научно-исследовательская работа кафедры социальной психологии МГСУ

Стратегическими целями кафедры в области научно-исследовательской деятельности является:

  1. Интеграция кафедры в психологическое сообщество России и в мировое психологическое содружество;

  2. Поднятие авторитета психологической науки и формирование позитивного имиджа кафедры в соответствии с заявленными научными исследованиями и практическими наработками в рамках МГСУ;

  3. Проведение научных разработок по фундаментальным и практико-ориентированным научным проблемам социальной психологии;

  4. Достижение высшего уровня профессиональной компетенции и квалификации сотрудниками кафедры.

  5. Ориентация на решение важнейших задач социальной сферы жизни общества.

Методологические основы научной деятельности кафедры. Организация и осуществление научно-исследовательской деятельности реализуется в русле системного и синергетического анализа, гуманистической психологии, личностно-ситуативного, деятельностного и психосемиотического подходов.

Основные задачи научно-исследовательской деятельности кафедры:

  • Разработка и реализация технологий психологического сопровождения различных категорий лиц в условиях разнообразных социальных ситуаций;

  • Выявление оптимальных условий, факторов и механизмов, обуславливающих движения человека по пути совершенствования внутренних характеристик, и соответственно, условий бытия индивида, группы, общности и человечества;

  • Выработка единой концепции деятельности социально-психологических служб в современных условиях;

  • Разработка психологических основ эффективной деятельности по управлению людскими ресурсами производственных предприятий;

  • Разработка и внедрение технологий по современным актуальным проблемам, с которыми сталкиваются выпускники МГСУ в социальной работе;

  • Обеспечение творческого научного роста сотрудников кафедры в рамках карьеры преподавателя Вуза;

  • Повышение и творческое развитие научного потенциала кафедры.

Стратегические цели и приоритетные задачи научно-исследовательский деятельности кафедры осуществляются через:

  • организацию индивидуальной научной деятельности членов кафедры;

  • участие в психологических съездах, симпозиумах, конференциях по социально - психологической тематике;

  • работу научно-методологического семинара кафедры;

  • деятельность психологических секций в научных конференциях, проводимых по социальной тематике в стенах МГСУ (ежегодные, научно-педагогические чтения);

  • подготовку научно-педагогических кадров в рамках аспирантуры и докторантуры;

  • деятельность лаборатории "Психологическое сопровождение социальных ситуаций", которая будет курировать научно-исследовательские и научно-практические разработки социально-психологических аспектов социальных ситуаций в критических, чрезвычайных, экстремальных условиях развития и жизнедеятельности ребенка, подростка, взрослого;

  • интеграция в Российское психологическое сообщество и в мировое психологическое содружество посредством совместных, кафедральных и индивидуальных фундаментальных исследований с актуальной тематикой на выше обозначенных уровнях, а также через деятельность Диссертационного Совета;

  • совершенствование научного потенциала сотрудников и преподавателей МГСУ и филиалов МГСУ посредством повышения качества диссертационных исследований;

  • обеспечение условий и возможностей для профессионального и личностного роста сотрудников и преподавателей МГСУ и филиалов МГСУ посредством систематиче-ского повышения квалификации на базе ведущих учреждений России и за рубежом;

  • реализация общего и научного потенциала кафедры посредством оптимальной включенности каждого в контекст жизнедеятельности кафедры на условиях добровольного, творческого стремления и на основе роста индивидуального и корпоративного сознания;

  • создание кафедрального имиджа, способствующего самоактуализации сотрудников и выпускников МГСУ посредством повышения научной квалификации и уровня профессорско-преподавательского состава.

Приоритетными направлениями кафедры в области научно-исследовательской деятельности являются:

  • "Психологическое сопровождение социальных ситуаций" (под общим руководством проф. Петровой Е.А.);

  • "Психосемиотика общения" (под руководством проф. Петровой Е.А.);

  • "Психологическая антропология" (под руководством проф. Филонова Л.Б.);

  • "Методология общения" (под руководством проф. Силяевой Е.Г.);

  • "Психология профессионального общения" (под руководством проф. Орловой Е.А.);

  • "Психологическое обеспечение профессиональной деятельности" (под руководством проф. Юсова В.Т.);

  • "Психология невербальной коммуникации" (под руководством проф. Морозова В.П.)

Зав.кафедрой социальной психологии,
профессор

Петрова Е.А.


Вернуться на страничку Учебно-методической деятельности кафедры

Кафедра социальной психологии
официальный сайт © 2004 - 2009
Все права защищены
socialpsychology@narod.ru
Вы находитесь на одной из страниц нашего сайта:
http://www.socialpsychology.narod.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz