|
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академия социальной работы
Факультет психологии
Кафедра социальной психологии
Утверждено
на заседании кафедры 30 января 2003
протокол №5
Концепция
развития кафедры социальной психологии МГСУ
I. Учебно-методическая работа
кафедры социальной психологии.
В соответствии с Государственными образовательными
стандартами профессионального высшего образования по специальности 020400
- "Психология" кафедра социальной психологии осуществляет профессиональную
подготовку по ряду нормативных базовых, а также специальных дисциплин -
социальной психологии, психологии управления, юридической психологии,
этнопсихологии, политической психологии, психологии семейных отношений,
психологии социального взаимодействия, конфликтологии, психологии
профессионального общения, социально-психологическому консультированию,
психологии кадровой работы, управлению персоналом, организационно-управленческому
консультированию, социально-психологической терапии, социально-психологической
коррекции, психологическим основам деятельности социального работника и
социального педагога.
В соответствии с концепцией профессиональной специализации
студентов, действующей в Академии социальной работы МГСУ и концепции
факультета психологии, кафедра социальной психологии является выпускающей.
Профильная подготовка студентов, специализирующихся по кафедре,
осуществляется по следующим направлениям:
социальной психологии;
психологии кадровой работы и
организационно-управленческого консультирования;
социально-психологическому
консультированию, терапии и коррекции;
психологии деятельности
социального работника и социального педагога.
Выпускники Академии, выполнившие программу специализации
кафедры социальной психологии, могут работать в учреждениях Министерства
труда и социального развития Российской Федерации - региональных Управлениях
социальной защиты населения, центрах социального обслуживания населения,
центрах социальной реабилитации, учреждениях Федеральной службы занятости,
региональных кадровых центрах, центрах психологической помощи населению,
кадровых и социально-психологических службах предприятий, организаций и учреждений.
Стратегией деятельности кафедры в области учебно-методической
работы является: организация и осуществление на высоком уровне
учебно-методической работы, нацеленной на формирование у выпускников
Академии социально-психологической компетентности и подготовку
социальных психологов как профессионалов-практиков.
Исходя из данной стратегии, приоритетными целями работы
кафедры социальной психологии по подготовке психологов-практиков,
социальных работников и социальных педагогов являются формирование у
студентов навыков и умений:
организации психологических
и социально-психологических исследований;
владения методами
экспериментального исследования личности и группы,
социально-психологических феноменов, процессов и образований;
владения методами общей,
дифференциальной и клинической психодиагностики;
интерпретации экспериментальных
и клинических результатов, осуществления психологического прогноза;
владения методами
компьютерной психодиагностики, компьютерного моделирования психических функций;
владения методами психологической
коррекции и психологической реабилитации, активного социально-психологического
обучения и психотренинга;
владения методами психосоциальной
работы, психологического обеспечения социально-педагогической деятельности.
Концептуальные направления учебно-методической работы кафедры
социальной психологии:
Разрабатывать на основе
утвержденных государственных стандартов и учебных планов специальностей
программы и тематические планы дисциплин, отражающие новейшие достижения
социально-психологической науки, особенности подготовки специалистов
социальных психологов, внутри- и межпредметные логические связи,
способствующие повышению значимости фундаментальных наук в теоретической
и профессиональной подготовке специалистов психологической, социальной и
социально-педагогической сфер. Разрабатывать (проводить их внутреннюю и
внешнюю экспертизу) учебные планы (типовые) для дневного отделения,
переходные планы для различных сроков обучения, типовые учебные планы для
вечернего и заочного отделений, в том числе - для получения второй
специальности на базе высшего образования, учебные планы и программы
сертификатной подготовки по психологии для выпускников заочного отделения.
В структуре типового учебного плана предусматривать 3 блока дисциплин:
обеспечивающих
общеобразовательную теоретическую и теоретико-методологическую подготовку;
обеспечивающих интеграцию
социально-психологических и общепсихологических нормативных дисциплин;
обеспечивающих специализации
(спецкурсы, спецпрактикумы и спецсеминары).
Основные направления и дисциплины
специализации выделяются соответственно
объектам социальной защиты (определенные возрастные группы, социальные
слои и группы, социально незащищенная личность).
Определить 4 сферы специализации:
Практическая психология
(психоконсультирование) в сфере социально-рыночной экономики (организация
социально-психологической службы в трудовом коллективе, региональная
психологическая служба, психология профессионального консультирования
и профессионального обучения взрослых, организация социально-психологической
помощи в региональных службах занятости и др.);
Практическая психология
(психоконсультирование) в сфере образования (возрастная и педагогическая
психология, психология семейных отношений, психоконсультирование и
психокоррекция, медицинская психология, диагностика и коррекция аномального
развития, основы превентивной психологии и профилактики отклоняющегося
поведения, психологическое консультирование учителей и родителей и др.);
Практическая психология в
сфере здравоохранения (медико-социальные основы здоровья, медицинская
и клиническая психология, психопатология, клиническая психодиагностика,
психосоматика, психогеронтология, психологические проблемы наркологии
и алкоголизма и др.);
Практическая психология в
сфере социальной работы (защиты) (психология профессионального общения,
профессиональная деонтология в психологическом консультировании,
психологические основы социального моделирования и проектирования,
охраны отцовства, материнства и детства, основы психологической реабилитации,
организация психологической службы в системе местного самоуправления,
психоконсультирование в детских, молодежных организациях, учреждениях
и геронтологических центрах и др.).
Базовые нормативные дисциплины
по кафедре социальной психологии:
Психология управления;
Юридическая психология;
Этнопсихология;
Конфликтология;
Психология социальных коммуникаций;
Спецкурсы и спецпрактикумы по
кафедре социальной психологии:
Методология и методы
социально-психологических исследований;
Психологические основы
социально-педагогической работы с детьми;
Психокоррекция;
Психология профессионального общения;
Основы
социально-психологического консультирования;
Психология управления;
Психотерапия;
Психологические практикумы по специализации;
Социальная психология личности;
Психология трудных и экстремальных ситуаций;
Психологическое сопровождение
личности в трудных и экстремальных ситуациях.
Завершить переход на учебные
планы подготовки бакалавров, специалистов и
магистров на основе действующих стандартов;
Обеспечивать высокий уровень
лекций, практических, семинарских и самостоятельных занятий. Стремиться
к тому, чтобы в процессе учебных занятий формировать у студентов умения
владения 4-х уровневой методологией социально-психологической теории и
практики (всеобщей - философской, общенаучной, специальной - собственно
социально-психологической - и частными методиками социально-психологических
исследований). С этой целью добиваться понимания студентами практического,
методологического значения социально-психологического знания для их будущей
профессиональной деятельности. Совершенствовать организацию учебного
процесса, его интенсификацию с упором на самостоятельную работу студентов
и активные формы учебного процесса, а также индивидуализацию обучения;
Руководить учебной и
производственной практикой студентов, курсовыми и дипломными работами,
способствуя приближению условий их проведения к реальным условиям
производственной и исследовательской деятельности. Участвовать в создании
и развитии базы практики студентов на основе функционирующих социальных
и психологических служб. Совершенствовать методики и организацию учебной
практики студентов как важнейшего элемента адаптации выпускников к
профессиональной деятельности. Обновлять тематику рефератов, контрольных,
курсовых и дипломных работ, выполняемых по кафедре;
Осуществлять комплексное
методическое обеспечение учебных дисциплин кафедры по нормативным базовым
дисциплинам Государственного образовательного стандарта специальности и
дисциплинам специализации: подготовку учебников, учебных пособий,
разработку учебно-методических материалов, образовательных программ в
области подготовки специалистов-психологов. Принимать участие в
методических семинарах, проводимых на факультете и в академии;
Обновлять методическое
обеспечение всех форм контроля знаний студентов по предметам кафедр -
сессионных зачетов и экзаменов, комплексного экзамена по гуманитарным,
социально-экономическим и естественно-научным дисциплинам (раздел по
психологии), итоговой государственной аттестации выпускников.
Анализировать итоги курсовых экзаменов и зачетов, участвовать в
организации и проведении государственной итоговой аттестации;
Разрабатывать и внедрять в
учебный процесс нетрадиционные авторские программы и авторские курсы;
Внедрять в учебный процесс
инновационные технологии и в частности, технологии практической психологии,
современные технологии психологического консультирования, психологической
коррекции, социально-психологической реабилитации. Организовывать обмен
опытом внедрения новых технологий в учебный процесс;
Эффективно использовать
технические средства обучения, компьютерные технологии, электронные
варианты лекционных курсов;
Проводить работу по
установлению и укреплению связей с организациями по профилю кафедры, с
учреждениями Министерства труда и социального развития РФ, занимающимися
социальной защитой населения, реализацией социальных программ и
социально-педагогической деятельностью. Устанавливать научные связи и
организовывать сотрудничество в области реализации образовательных
программ с ВУЗами Москвы, цен-трами практической психологии.
Осуществлять в установленном
порядке сотрудничество с кафедрами зарубежных ВУЗов по учебно-методической
работе, по реализации программ международного сотрудничества с
Университетами зарубежных стран в области психологии, оккупциональной
терапии, социальной работы. Участвовать в создании совместных проектов и
программ, в международных организациях, фондах и ассоциациях, в обмене
научной информацией, в командированиях в зарубежные научные центры, в
привлечении на контрактной основе зарубежных ученых для преподавания в академии.
II. Научно-исследовательская
работа кафедры социальной психологии МГСУ
Стратегическими целями кафедры
в области научно-исследовательской деятельности является:
Интеграция кафедры в
психологическое сообщество России и в мировое психологическое содружество;
Поднятие авторитета
психологической науки и формирование позитивного имиджа кафедры в
соответствии с заявленными научными исследованиями и практическими
наработками в рамках МГСУ;
Проведение научных разработок
по фундаментальным и практико-ориентированным научным проблемам социальной психологии;
Достижение высшего уровня
профессиональной компетенции и квалификации сотрудниками кафедры.
Ориентация на решение
важнейших задач социальной сферы жизни общества.
Методологические основы научной деятельности кафедры. Организация и
осуществление научно-исследовательской деятельности реализуется в русле
системного и синергетического анализа, гуманистической психологии,
личностно-ситуативного, деятельностного и психосемиотического подходов.
Основные задачи
научно-исследовательской деятельности кафедры:
Разработка и реализация
технологий психологического сопровождения различных категорий лиц в
условиях разнообразных социальных ситуаций;
Выявление оптимальных условий,
факторов и механизмов, обуславливающих движения человека по пути
совершенствования внутренних характеристик, и соответственно, условий
бытия индивида, группы, общности и человечества;
Выработка единой концепции
деятельности социально-психологических служб в современных условиях;
Разработка психологических
основ эффективной деятельности по управлению людскими ресурсами
производственных предприятий;
Разработка и внедрение
технологий по современным актуальным проблемам, с которыми сталкиваются
выпускники МГСУ в социальной работе;
Обеспечение творческого
научного роста сотрудников кафедры в рамках карьеры преподавателя Вуза;
Повышение и творческое
развитие научного потенциала кафедры.
Стратегические цели и приоритетные
задачи научно-исследовательский деятельности кафедры осуществляются через:
организацию индивидуальной
научной деятельности членов кафедры;
участие в психологических
съездах, симпозиумах, конференциях по социально - психологической тематике;
работу научно-методологического
семинара кафедры;
деятельность психологических
секций в научных конференциях, проводимых по социальной тематике в стенах
МГСУ (ежегодные, научно-педагогические чтения);
подготовку научно-педагогических
кадров в рамках аспирантуры и докторантуры;
деятельность лаборатории
"Психологическое сопровождение социальных ситуаций", которая будет
курировать научно-исследовательские и научно-практические разработки
социально-психологических аспектов социальных ситуаций в критических,
чрезвычайных, экстремальных условиях развития и жизнедеятельности
ребенка, подростка, взрослого;
интеграция в Российское
психологическое сообщество и в мировое психологическое содружество
посредством совместных, кафедральных и индивидуальных фундаментальных
исследований с актуальной тематикой на выше обозначенных уровнях, а
также через деятельность Диссертационного Совета;
совершенствование научного
потенциала сотрудников и преподавателей МГСУ и филиалов МГСУ посредством
повышения качества диссертационных исследований;
обеспечение условий и
возможностей для профессионального и личностного роста сотрудников и
преподавателей МГСУ и филиалов МГСУ посредством систематиче-ского
повышения квалификации на базе ведущих учреждений России и за рубежом;
реализация общего и научного
потенциала кафедры посредством оптимальной включенности каждого в
контекст жизнедеятельности кафедры на условиях добровольного, творческого
стремления и на основе роста индивидуального и корпоративного сознания;
создание кафедрального имиджа,
способствующего самоактуализации сотрудников и выпускников МГСУ посредством
повышения научной квалификации и уровня профессорско-преподавательского состава.
Приоритетными направлениями
кафедры в области научно-исследовательской деятельности являются:
"Психологическое сопровождение
социальных ситуаций" (под общим руководством проф. Петровой Е.А.);
"Психосемиотика общения" (под
руководством проф. Петровой Е.А.);
"Психологическая антропология"
(под руководством проф. Филонова Л.Б.);
"Методология общения" (под
руководством проф. Силяевой Е.Г.);
"Психология профессионального
общения" (под руководством проф. Орловой Е.А.);
"Психологическое обеспечение
профессиональной деятельности" (под руководством проф. Юсова В.Т.);
"Психология невербальной
коммуникации" (под руководством проф. Морозова В.П.)
Зав.кафедрой
социальной психологии, профессор |
Петрова Е.А. |
Вернуться на страничку
Учебно-методической деятельности кафедры
|